Баку – один из ключевых военных партнеров Минска: по следам рассекреченных документов

Баку являлся и является одним из ключевых партнеров официального Минска в области военно-технического сотрудничества. Насколько важна для обеих стран эта сфера, говорит хотя бы тот факт, что на должность посла Беларуси в Баку с ноября 2020 года назначен генерал-полковник Равков, бывший министр обороны и госсекретарь Совета безопасности Беларуси, являющийся неким связующим звеном между белорусскими оборонными предприятиями и структурами Минобороны Азербайджанской Республики. Не зря новый министр обороны Беларуси генерал Хренин свой первый зарубежный визит в этой должности совершил именно в Баку, а не в Москву.

Посол-генерал Равков также координирует строительные и другие проекты, связанные с деятельностью белорусских компаний на территории Карабаха.

В прошлом Ереван возмущался и приводил доводы о неприемлемости поставок белорусского оружия в Баку, стараясь выражать свое недовольство в такой форме, чтобы это не привело к кризису в отношениях с партнером по военно-политическому блоку ОДКБ. Более того, в 2019 году тогдашний замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян, казалось бы, поставил точку в позиции Армении по отношению к белорусско-азербайджанскому военному сотрудничеству, заявив, что продажи оружия странами-членами ОДКБ третьим государствам, в частности, Азербайджану, не регулируются документами ОДКБ: «Ни в Уставе, ни в Договоре, ни в каком-то другом документе подобного пункта, к сожалению, нет. Мы понимаем, что это не по-партнерски, но с точки зрения международного права мы не можем заявить, что нарушен тот или иной пункт». Получилось – мы союзники и продолжим ими быть, но юридически ничего предъявить не можем.

Начиная с 2002 года Беларусь поставила Баку 153 танка Т-72, 120 буксируемых гаубиц Д-30, 26 буксируемых гаубиц 2A36, 12 дальнобойных САУ 2С7 «Пион» 203 мм, 60 единиц БТР-70 и 11 единиц самолетов-штурмовиков Су-25.

Предприятия белорусского ОПК модернизировали стоявшие на вооружении азербайджанской армии ЗРК С-125M «Печора» и «Oсa-AKM» и продали модернизированный белорусскими предприятиями ЗРК «Бук-МБ», две батареи ЗРК Т38 «Стилет».

Наиболее нашумевшей сделкой была поставка Азербайджану в 2018 году партии крупнокалиберной РСЗО «Полонез» с дальностью стрельбы до 300 километров.

И это только те сделки, которые известны из регистра ООН по обычным вооружениям. Вполне возможно, что многие вещи, включая средства разведки и наблюдения, различные боеприпасы и их количество так и оставались непубличной и не раскрываемой информацией.

После 2018 года и впоследствии, во время войны 2020 года в Нагорном Карабахе сделки и поставки белорусской продукции ВПК носили уже более закрытый характер.

Ни Баку, ни Минск никогда не скрывали своих тесных отношений, особенно в военно-технической сфере. Другое дело, что многие поставки проходят в засекреченном режиме.

Недавняя утечка документов из белорусского «Белспецвнештехника», предприятия занятого экспортом белорусского вооружения и военной техники и входящего в состав государственного военно-промышленного комитета, дает некоторые представления о продолжающемся военном сотрудничестве Беларуси и Азербайджана, и, естественно, участия России как транзитного государства белорусских поставок в Баку.

Документы, которыми располагало европейское издание Politico и которые были опубликованы Региональным Центром демократии и безопасности, показывают вовлечение белорусских предприятий ВПК в ремонт, модернизацию и текущее обслуживание старых азербайджанских артиллерийских орудий советского производства с поставками комплектов ЗИП (набор запасных частей, инструментов, принадлежностей) и замены деталей, узлов, прицельных приспособлений на территории Азербайджана.

В список подлежащих полному и среднему ремонту входят:

гаубицы Д-20 122 мм

гаубицы Д-30 152 мм

пушки 2А36 «Гиацинт-Б» 152 мм

пушки М-46 130 мм

противотанковые пушки МТ-12 «Рапира» 100 мм

РСЗО БМ-21 «Град» 122 мм

САУ «Гвоздика» 122 мм

САУ «Акация» 152 мм

Помимо этого, Беларусь проводит капитальный ремонт и модернизацию с установкой новой оптико-электронной системы «Стриж-М2» азербайджанских зенитных самоходных установок ЗСУ-23-4 «Шилка» в количестве 14 единиц.

Одно из центральных мест в документах занимают поставки в Азербайджан самоходных станций радиоэлектронной борьбы «Гроза-С», предназначенных для обнаружения, отслеживания, подавления каналов управления и навигационных систем БПЛА, по цене 4 850 000$ за единицу.

Это сравнительно новая белорусская разработка и впервые была представлена в 2016 году. Азербайджан был одним из первых заказчиков этих систем РЭБ, наряду с другими комплексами этой серии системами постановки помех «Гроза-6» и использовал их во время войны 2020 года в Арцахе. Насколько они были эффективными, судить сложно, но, если после войны были заказаны дополнительные партии, значит азербайджанцы исходили из неких соображений эффективности применения в боевых условиях.

Подобные системы, помимо Азербайджана и самой Беларуси, также находятся на вооружении армии Сирии Башара Асада и ливийских сил сторонников маршала Хафтара, попавших туда, вероятно, через ОАЭ и выступивших покупателями этих систем у Беларуси.

Судя по переписке главы белорусской компании «Белспецвнештехника» с азербайджанскими представителями Минобороны, конкретно с замминистра обороны, командующим ВВС Азербайджана Рамизом Тахировым, который немногим более месяца назад был уволен в запас, официально по состоянию здоровья, на начало 2024 года в составе вооруженных сил Азербайджана имелось, как минимум, семь единиц комплексов Гроза-С, из которых три комплекса на шасси МАЗ и четыре на шасси МЗКТ.

Последняя партия из двух комплексов (из числа первоначальных семи единиц) на шасси МАЗ, была доставлена в июне 2022 года, согласно имеющимся скриншотам счетов-фактур, накладных и ПТС (паспортов транспортных средств), на ж.д. станцию Гаджи Зейналабдин (бывш. станция Насосная).

Несмотря на то, что в паспортах транспортных средств марка и модель шасси указаны как «мобильная быстроразвертываемая платформа», по всем техническим параметрам это указанные в накладных и счетах фактурах МАЗ 631705, переделанные под «специальный грузовой автомобиль» на предприятии «ВолатАвто» Минского завода колесной техники.

Стоит добавить, что доставка от станции Красное в Смоленской области РФ до станции Самур на границе РФ с Азербайджаном, расстоянием более 2 300 км, осуществлялась российской компанией РЖД.

Исходя из текста письма главы белорусского предприятия, по состоянию на ноябрь 2022 года еще четыре комплекса Гроза-С находились на стадии технико-коммерческого предложения с белорусской стороны для рассмотрения и одобрения азербайджанской стороны.

Белорусы предлагают новое конструктивное исполнение на основе морского контейнера модульного типа, который можно при желании установить на любые подходящие для них шасси. Также предлагается поставить дополнительный комплект ЗИП не только к партии из четырех комплексов модульного типа но и к ранее поставленным семи.

Таким образом, вероятно, общее число белорусских систем РЭБ на вооружении азербайджанской армии к концу 2024 года может достигнуть 11 единиц, что в потенциале может обеспечить еще большее покрытие для обнаружения, отслеживания, подавления каналов управления и навигационных систем и постановки радиопомех.

Это может означать, что если раньше азербайджанцы целенаправленно сосредотачивали усилия в сфере РЭБ вокруг Нагорного Карабаха, теперь зоны охвата будут направлены против Армении.

Суммируя, нужно отметить, что уровень армяно-белорусских отношений снизился до нулевого и прекратились официальные контакты двух стран, вплоть до отзыва послов. Возможно, что эти документы, в череде других триггеров (например то, что Лукашенко в беседе с Алиевым публично признался, что обсуждал будущую войну против Нагорного Карабаха и Армении и выражал мнение, что войну можно выиграть) стали еще одним поводом для нарастания напряженности и отказа премьер-министра Армении иметь какие-либо контакты с Беларусью, пока там находится у власти Александр Лукашенко.

В принципе, от кризиса отношений Армения и тем более Беларусь мало что теряют. Товарооборот между странами очень небольшой, отношения развивались лишь по линии ОДКБ и ЕАЭС.

В имиджевом плане, конечно же, Армения больше приобретает, чем теряет. Лукашенко – европейский изгой, публичные контакты с которым могут больше навредить, чем принести пользу.

Эдуард Аракелян является военным экспертом ереванского Регионального центра демократии и безопасности.

Написать комментарий