Заинтересованность Армении индийским ЗРК MR-SAM и фактор Израиля

На днях индийское издание Indian Defense Research Wing (idrw.org) сообщило, что Армения проводит техническую оценку индийских ЗРК MR-SAM и Akash-NG, чтобы убедиться, что они соответствуют требованиям армянской армии. Согласно статье, на основании этих оценок будет принято решение между покупкой MR-SAM и Akash-NG. По данным источников индийского ресурса, ЗРК MR-SAM среднего радиуса действий является для Армении более предпочтительным вариантом по многим параметрам. В начале 2023 года уже была информация, что Армения делала запрос на приобретение у Индии ЗРК MR-SAM, и индийцы периодически стараются держать тему покупки Арменией индийских систем ПВО на подогреве.

ЗРК MR-SAM (medium-range surface-to-air missile), известен еще как Abhra, несмотря на почти полную индийскую локализацию производства, все же является совместным продуктом предприятий, входящих в организацию DRDO (Индия) и флагмана израильской оборонной промышленности компании Israel Aerospace Industries IAI, давнего оборонного партнера Азербайджана и является полной копией израильского ЗРК Barak-8. В программе создания системы, в ее ракетной части, также приняла участие израильская компания Rafael, давний оборонный партнер Азербайджана.

В марте 2024 года Israel Aerospace Industries (IAI) создала дочернее предприятие AeroSpace Services India (ASI) и открыла новый офис в Нью-Дели. Сервисный центр будет готов к концу 2024 года и будет заниматься, в первую очередь, обслуживанием и ремонтом систем ПВО MR SAM, находящихся на вооружении индийской армии.

К 2016 году IAI экспортировал в Азербайджан ЗРК Barak-8 в количестве двух батарей (предположительно 12 пусковых установок, смонтированных на тягачах белорусского производства МЗКТ «ВолатАвто») в комплекте с радарами EL/M-2084 и около полторы сотнями ракет различной дальности. Если добавить еще нечто существенное, то оперативно-тактические ракетные комплексы Lora, которые активно применялись азербайджанской армией против Арцаха в 2020-2023 гг., тоже поставлены в Азербайджан компанией IAI.

Азербайджан и Израиль связывает союзничество, основными целями которого является обеспечение израильских оперативных возможностей в регионе через азербайджанскую территорию и стабильных поставок азербайджанской нефти в Израиль. Азербайджан также является постоянным клиентом израильского ВПК, по некоторым изделиям израильского ВПК Азербайджан выступал стартовым иностранным заказчиком.

Сотрудничество Израиля и, в частности, израильской компании IAI и Азербайджана настолько плотное, что еще недавно, в ноябре 2023 года, компания Israel Aerospace Industries (IAI) заключила крупный контракт с Азербайджаном на поставки усовершенствованной версии серии Barak – ЗРК Barak MX. В связи с этим, в случае заинтересованности Армении в продукте совместной разработки присутствуют моменты, с которыми Индия должна будет разбираться, подходя с максимальной осторожностью.

Израиль входит в тройку надежных поставщиков и крупных военно-технических партнеров Индии. Израиль помогал Индии оружием и передачей некоторых критически важных оборонных технологий после индо-пакистанского пограничного конфликта в 1999 году, Каргильской войны. И если верить ряду арабских и государственных иранских СМИ, Индия сейчас помогает Израилю гаубичными снарядами и рядом других вооружений в войне против ХАМАС и Хезболла.

К вопросу взаимоотношений с Израилем индийцы будут подходить, руководствуясь своими интересами, не навредив дружественным партнерским отношениям. Некоторые индийские военные эксперты утверждают, что Индия не зависит от Израиля в вопросах оформления экспорта данных систем вооружений, и израильское разрешение для экспорта в Армению может и не потребоваться.

Но тут остро встанет вопрос доверия по отношению к Индии со стороны крепко привязанных к азербайджанским интересам израильских партнеров.

Если Израиль будет против поставок Армении аналогов ЗРК Barak-8, то Индия, не навредив своим отношениям с Израилем, вероятно, будет продолжать предлагать Армении свой национальный ЗРК Akash NG как альтернативу. И это будет выглядеть логично, учитывая, что, по заверению индийского СМИ, Армения уже приобрела системы ПВО Akash 1S.

Версия Akash 1S, по заявлениям ряда индийских военных экспертов и интернет-ресурсов, а они часто противоречивые, может работать по воздушным целям на дальность до 30 км (по другим данным 20-25 км) и на высоту до 18 км (по другим данным 15 км). РЛС и мобильный пункт управления, позволяют обнаруживать до 64 целей и наводить на цели до 12 ракет одновременно. Пусковая установка (ПУ) несет 3 зенитных управляемых ракеты (ЗУР), и одна батарея состоит из четырех ПУ и другой вспомогательной техники. Более полное представление о ЗРК Akash указано тут.

Ожидается, что для армянской армии пусковые установки этих ЗРК будут на цельном шасси, возможно Tatra 815 с колесной формулой 8х8, а не на полуприцепе, как это эксплуатируется в индийской армии. Этот вариант отличается лучшей подвижностью и имеет меньшие габариты, чем на полуприцепе или гусеничном шасси, как это предусматривалось при разработке проекта в начале 2000-х.

Определенно, ставка должна делаться на мобильность зенитных батарей, особенно в условиях, когда в радиусе действия одной батареи потенциально может оказаться большое количество вражеских ударно-разведывательных БПЛА и барражирующих боеприпасов, количественно превышающих готовых к пуску 12 ракет одной батареи.

Немалое значение также имеет количество приобретаемых ЗРК, необходимых для обеспечения достаточной плотности покрытия защищаемых участков воздушного пространства. Например, в конфигурацию одного полка ЗРК Akash в индийской армии входит шесть батарей с 24 пусковыми установками.

Во время войны 2020, после массированных высокоточных ударов в первые дни боев и выведения из строя большого количества самоходного и стационарного ПВО Армии обороны Арцаха, ощущалась недостаточность ЗРК Тор М2, благодаря чему появлялись бреши в воздушной обороне, чем и пользовалась азербайджанская бомбардировочная авиация.

Одним из главных минусов ЗРК серии Akash является отсутствие применения в боевых условиях, в отличие, например от российских ЗРК Тор М2. Их достоинства и недостатки были видны на примере использования Тор М2 во время войны в Арцахе в 2020 году.

Akash неоднократно использовали на различных учениях индийские силы ПВО, стреляя по различным мишеням, в том числе и скоростным, но это не может считаться боевым применением. И не исключено, что первое боевое применение Akash может произойти при эксплуатации его в армянской армии.

В отличие от Akash 1S, ЗРК Akash NG (новое поколение), к которому, если верить сообщениям индийского СМИ, имеет повышенный интерес Армения, имеет совершенно новую ПУ с шестью зенитными ракетами в контейнере и дальность поражения цели увеличена до 50 км (по другим данным 70 км). В разработке были учтены инженерные решения, примененные в индо-израильской программе по MR SAM, в частности, в технологиях ракетного двигателя.

В январе 2024 года Индия провела очередное испытание Akash NG, и в результате успешного запуска была уничтожена высокоскоростная беспилотная цель. Испытания подтвердили полную готовность системы к перехвату различных воздушных объектов, что позволят организации DRDO довести систему до серийного производства.

Конечно, если сравнивать Akash NG и MR SAM на текущий момент, то выбор Армении в пользу MR SAM намного очевиден. MR SAM использует аналоги израильских ракет Barak-8, в ходе стрельб подтверждена возможность уничтожения высокоскоростных целей и беспилотников на дальности до 70 км и имеет налаженную производственную линию.

Но одного стремления Армении приобрести и желания Индии продать MR SAM может оказаться недостаточно. Несмотря на то, что гендиректор израильской компании Rafael Advanced Defense Systems как-то заявил, что их задача состоит не только в производстве ракет в Индии, но и в возможностях их экспорта, в случае с Арменией могут автоматически возникнуть множество политических и неполитических препонов.

При этом, причины для возникновения таких препонов в отношении Армении, помимо учета азербайджанских интересов, у Израиля могут быть разные, в том числе и такие, как после признания Арменией Палестины: советник премьер-министра Израиля грозит долгосрочными серьезными последствиями для отношений между Арменией и Израилем.

Многое в вопросе с поставками ЗРК MR-SAM в Армению зависит от позиции Израиля. Могут возникнуть вопросы, почему Армения не приобретает ПВО у Франции. Вероятно, производственные мощности Франции и скорость производства не настолько высоки, как в Индии и поставки от Франции новых средств ПВО придется ждать, в лучшем случае, пять, десять лет, а возможно и больше. Здесь не стоит забывать и о текущих потребностях Украины в средствах ПВО.

Эдуард Аракелян является военным экспертом ереванского Регионального центра демократии и безопасности.

Написать комментарий