Азербайджан-Сербия: от партнерских отношений к союзническим?

В середине июня заметно активизировались азербайджано-сербские отношения, особенно в сфере военно-технического сотрудничества.

14 июня Баку посетил министр обороны Сербии Братислав Гашич, который провел встречи с министром обороны Азербайджана Закиром Гасановым и министром оборонной промышленности Вугаром Мустафаевым. Министр обороны Сербии Гашич поздравил Азербайджан с победой в войне за Арцах и подчеркнул, что Азербайджан и Сербия готовы к сотрудничеству во всех сферах.

Через пять дней в Сербию отправилась делегация азербайджанских военных во главе с начальником Генштаба Керимом Велиевым и не секрет, что Велиев приехал туда, чтобы ознакомиться на месте с продукцией сербского военно-промышленного комплекса.

Визит Велиева вполне укладывается в формат подписанной в 2013 году Декларации о стратегическом партнерстве между Сербией и Азербайджаном и подтвержденной в 2018 году в ходе визита в Баку президента Сербии Вучича, а также в план двустороннего военного сотрудничества, принятый в феврале 2024 года представителями Минобороны Сербии и Азербайджана.

Сербией и Азербайджаном создан Совет по стратегическому партнерству, что является подтверждением устойчивых отношений на высшем уровне. Подобный Совет существует у Азербайджана только с Турцией.

Старт началу развития азербайджано-сербских отношений был дан в 2011 году, когда Азербайджан открыл свое посольство в Белграде. В рамках официального визита главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова в Сербию, предваряющего визит в эту страну президента Алиева и в знак особых отношений и будущего союзничества между двумя странами, в здании МИД Сербии открылся азербайджанский зал «Azerbaijani room».

Путь к стратегическому партнерству Азербайджана и Сербии традиционно прокладывался азербайджанцами продвижением культа личности своего общенационального лидера.

В июне 2011 года в Белграде торжественно открылся памятник Гейдару Алиеву при участии Ильхама Алиева и президента Сербии, демократа и евроинтегратора Бориса Тадича. Впоследствии Тадич плотно подсел на азербайджанские правительственные гранты, и став членом правления азербайджанского пропагандистского центра «Низами», пополнил ряды азербайджанских лоббистов. Как говорится, «Низами не читал, но люблю и одобряю».

На азербайджанские 2 млн евро был полностью реконструирован белградский центральный парк Ташмайдан, после чего там неестественно возвысился трехметровый «новый герой» Сербии – Гейдар Алиев, который своей личностью затмил в душах и сердцах сербского истеблишмента национального героя Сербии Милоша Обилича.

С помощью азербайджанских денег была восстановлена мечеть в Белграде, отремонтирована церковь в городе Нови Сад и установлен в этом городе памятник композитору Узеиру Гаджибекову. Азербайджанцами также был построен культурный центр в городе Нови Пазар, что довольно символично и закономерно для строительства азербайджанского культурного центра в городе именно с таким названием.

В оценке азербайджано-сербских отношений многие почему-то исходят из позиции двух государств относительно территориальной целостности друг друга – Сербия поддерживала и поддерживает позицию Азербайджана в вопросе Нагорного Карабаха, а Азербайджан в ответ не признает независимость Косово и делает это, якобы, даже вопреки давлению Турции в этом вопросе.

Армения тоже поддерживает территориальную целостность Сербии и не признает независимость Косово, что полностью исходило и исходит из интересов Сербии, вне зависимости от национальных интересов самой Армении. Отношения между Арменией и Сербией не находятся на уровне стратегического партнерства. Скупщина (парламент) Сербии в 2018 году отклонила даже внесение в повестку обсуждений резолюцию, представленную оппозиционной группой депутатов по признанию Геноцида армян по самой простой причине: Сербии это не интересно, тем более находясь в зависимости от турецких и азербайджанских инвестиций в развитии страны. Из 146 депутатов Скупщины, “за” проголосовало лишь 7 депутатов.

В 2012 году Азербайджан выделил 300 млн евро на развитие Сербии, в частности, на строительство дорог, мостов и других коммуникационных и инфраструктурных проектов с участием азербайджанских компаний и, в первую очередь, «семейной» строительной компании AzVirt. По словам посла Сербии в Баку, компания AzVirt участвует в проектах дорожной инфраструктуры в Сербии, финансируемых сербским правительством, на общую сумму до 1 млрд долларов.

Стороны поддерживают друг друга на всех международных площадках по всем вопросам. Последний пример политической поддержки произошел в начале февраля 2024 года.

Тогда в ПАСЕ были приостановлены полномочия азербайджанской делегации в связи с нарушениями в области прав человека, в судебной системе, в связи с политзаключенными, а также с недопущением наблюдателей ПАСЕ к мониторингу внеочередных президентских выборов в Азербайджане и блокировке въезда в Арцах делегации ПАСЕ для оценки «на земле» ситуации с процессом изгнания из родины более 100 тысяч армян Арцаха.

Сербские делегаты, не присутствуя на голосовании, потребовали вернуть азербайджанскую делегацию в ПАСЕ и направили послание генсеку ПАСЕ, чтобы он лично восстановил полномочия азербайджанской делегации, обвинив ПАСЕ в нарушении «фундаментальных ценностей демократии».

Азербайджано-сербские отношения прошли первую проверку на прочность в июле 2020 года во время армяно-азербайджанского пограничного боестолкновения в Тавуше. Забегая вперед, нужно отметить, что сербы, обладая громадным международным опытом проявления политической изворотливости, сумели справиться с этим вызовом и удержать отношения на приемлемом для них уровне.

Тогда азербайджанские официальные лица и государственные СМИ подняли шумиху о наличии в ходе боев у армянской армии 120 мм минометов и некоторых видов артиллерийских боеприпасов сербского производства. В МИД Азербайджана был вызван посол Сербии в Баку, которому пришлось послушно выслушивать тирады о гибели азербайджанских военнослужащих от примененных снарядов сербского производства.

В СМИ писали о неблагодарных сербах, к которым во времена наводнения и эпидемии коронавируса первыми на помощь пришли азербайджанцы.

Белград в лице президента Вучича и министра обороны Вулина тогда заявил, что никаких международных ограничений на поставки оружия в Армению не существует, и Сербия отправляла в Азербайджан вооружений, военного снаряжения, включая и некоторые технологии в десятки раз больше, чем в Армению, при этом не уточнив о каких вооружениях и военных технологиях идет речь.

Министр обороны Вулин, оправдываясь перед Азербайджаном, взвалил ответственность за поставки вооружений в Армению на предыдущее правительство, сформированное партиями Демократической оппозиции Сербии во главе с премьером Мирко Цветковичем, к которому нынешняя власть не имеет никакого отношения.

Вулин подчеркнул, что Азербайджан и Армения не признавали независимость Косово и являются для сербов дружественными странами, но Сербия должна в первую очередь думать о своих интересах.

В Баку был направлен глава Совета Безопасности Сербии, чтобы уладить все проблемы между странами и обсудить озабоченность азербайджанских друзей. Многие высшие чиновники Сербии, как действующие, так и бывшие выражали через прессу свое сожаление по поводу гибели азербайджанских военнослужащих.

Бывший президент Тадич, член правления центра «Низами», написал письмо, где выразил сожаление о случившемся и обвинил власти Сербии в бесконтрольном экспорте вооружений, использованных в военных действиях против дружественного Азербайджана.

Словом, сербский истеблишмент старательно был погружен в восстановление отношений с Азербайджаном и требовал контроля над экспортом вооружений, чтобы не страдали страны-лучшие друзья Сербии.

После победы Азербайджана в войне и изгнания армянского населения из Арцаха отношения Сербии и Азербайджана пошли по нарастающей и из партнерских стали больше походить на союзнические.

Президент Сербии, не находя для своей страны более подходящих примеров, стал открыто восхищаться военными действиями Азербайджана, говоря, что военные успехи Азербайджана против Армении дают шанс Сербии решить аналогичным образом проблему с Косово.

В ноябре 2022 года Алиев посетил Сербию, затем, через месяц, в том же году Вучич посетил Баку. 17 марта 2023 года делегация сербского города Нови Пазар (город, где открыт культурный азербайджанский центр) посетила захваченный Шуши и подписала договор о побратимстве двух городов.

Посол Сербии в Баку заявил, что сербские компании проявляют интерес и обладают необходимым потенциалом для участия в процессе «восстановления освобожденных азербайджанских земель». Официальный Белград уже проинформировал о своей готовности принять участие в карабахских проектах азербайджанскую сторону. Речь не только о строительных компаниях, но и о тех, что занимаются сельским хозяйством и «умными» технологиями.

В декабре 2023 года Алиев вновь посетил Сербию, чтобы лично участвовать в открытии газового интерконнектора Болгария-Сербия, по которому в Сербию может подаваться азербайджанский газ. В ноябре 2023 года азербайджанская SOCAR и сербская Srbijagas подписали договор о поставках 400 млн м3/год газа до 2026 года, затем декларируемые объемы можно будет увеличить в 3 раза.

Так что для сербов союзничество с азербайджанским режимом приносит множество плюсов – политическая поддержка на международных площадках, непризнание Косово, инвестиции в экономику Сербии, поддержка сербского ВПК.

Что касается визита начальника Генштаба Азербайджана Велиева. Он встретился со своим сербским коллегой и посетил государственную оборонную компанию Сербии «Yugoimport SDPR», завод «Комплексные боевые системы» и побывал на базе бригады сил специальных операций Сербии, ознакомившись с ходом боевой подготовки сербского спецназа. Посещение базы сербского спецназа входит в программу военного образования и обмена опытом боевой подготовки между армиями двух стран

Завод «Комплексные боевые системы» входит в структуры предприятий компании «Yugoimport» и был открыт в 2012 году, в бытность нынешнего президента Вучича министром обороны Сербии. Прибытие Велиева на этот завод носило не просто ознакомительный, а вполне конкретный характер.

В декабре 2023 года стало публично известно о подписании контракта на поставки в Азербайджан 48 едини самоходных гаубиц Nora B52 калибра 155 мм на сумму более 300 млн евро, что стало крупнейшим контрактом для сербского военпрома. В разных источниках суммы контрактов указываются от 311 млн евро до 339 млн евро, что делает цену гаубицы Nora B52 от 6.4 млн евро за единицу.

Основной цикл производственной сборки этих гаубиц происходит на этом заводе.

«Yugoimport» также занимается производством РСЗО различного калибра, танков М 2001, которые полностью соответствуют российским танкам Т-90С, бронетранспортеров, бронеавтомобилей, различных боевых модулей для бронетехники, перспективных противотанковых ракет и т.д.

Недавно, президент Вучич, давая разъяснения общественности по поводу того, каким образом сербские снаряды оказались в арсенале Сил обороны Украины и применялись против войск РФ, между делом сказал, что у Сербии имеется оружейный контракт с Азербайджаном на общую сумму более 400 млн долларов. Возможно, помимо гаубиц, Сербия продала Азербайджану еще какие-то изделия своего ВПК, которые пока не афишируется.

Конечно же, сербские гаубицы значительно усилят артиллерийскую составляющую азербайджанской армии, которая и так насчитывала внушительное количество артиллерийских систем, часто превышающее те данные, что фигурируют во всяких международных отчетах и в открытых источниках.

Момент, на который стоит обратить особое внимание, – это покупка орудий калибра 155 мм и перехода части азербайджанской артиллерии на широко применяемый в мире несоветский калибр. До 2020 года Азербайджан придерживался принципов унификации и совершал покупки самоходных орудий из Чехии-Словакии и РФ калибра 152 мм. Теперь, видимо, руководством Азербайджана поставлена задача постепенного перехода на другие стандарты, пользуясь, так сказать, условиями относительно мирного периода.

Когда-то приобретая у Израиля 5 единиц самоходных колесных гаубиц ATMOS 2000, артиллерийской частью которых является израильская гаубица Soltam 155 мм /52, специально для Азербайджана артиллерийская часть израильтянами была заменена на советскую 130 мм пушку М-46. Причина была довольно ясна. У Азербайджана было полно таких пушек и имелось большое количество соответствующих боеприпасов.

Помимо контракта на сербские Nora B52, в прессе упоминается и контракт со Словакией на поставки самоходных гаубиц DITA 155/45 в количестве более 70 единиц, что подтверждается и словацкими чиновниками.

Таким образом, имея уже на вооружении колесные гаубицы Dana 152мм, в предполагаемом количестве 36 единиц, примененные в войне 2020 года в Нагорном Карабахе, общее количество дальнобойных колесных гаубиц азербайджанской армии в ближайшие годы достигнет более 150 единиц. И это без учета разнокалиберных самоходных артиллерийских систем на гусеничном ходу: 120 мм «Нона», 120 мм «Вена», 122 мм «Гвоздика», 152 мм «Акация», 152 мм «Мста С», 203 мм «Пион» и буксируемых артиллерийских орудий: Д-30 122 мм, М-46 130 мм, Д-20 152 мм, Гиацинт Б 152 мм, количество которых, особенно после сентября 2023 года, трудно поддается точному подсчету.

Помимо установок ствольной артиллерии, стоит упомянуть, что азербайджанская армия обладает широкой линейкой разнообразной реактивной артиллерии:

российского производства: БМ 21 Град, РСЗО Ураган (предположительно), РСЗО Смерч, ТОС 1А Солнцепёк;

белорусского производства: РСЗО Полонез;

израильского производства: РСЗО Lynx с тремя видами ракет калибров 122 мм-160 мм-306 мм;

чехо-словацкого производства RM-70 Vampir;

турецкого производства: TR-107, Т-122 «Sakarya», Т-300 «Qasırga» с управляемыми ракетами ТRG-300, TRLG-230 с реактивными снарядами со спутниковым и полуактивным лазерным наведением.

Исходя из азербайджанских крупных заказов из Сербии и Словакии, – причем в случае как с Сербией, так и со Словакией, есть предположения о вариантах совместного производства ряда вооружений при полном финансировании Азербайджана, – можно объяснить, что Азербайджан:

1) по части ствольной артиллерии совершает переход на 155 мм калибр и возможно наладит производство снарядов этого калибра на своей территории.

2) наращивает свои артиллерийские возможности в целях повышения огневой мощи в случае очередной войны, несмотря на декларируемую в текущем режиме «мирную повестку» с Арменией.

Эдуард Аракелян является военным экспертом ереванского Регионального центра демократии и безопасности.

Написать комментарий